Давыдов Р. А.
Захват немецких судов на Русском Севере в 1914 г., их затопление, подъем и дальнейшая эксплуатация
В статье речь идет о захвате немецких судов во время Первой мировой войны. Большинство захваченных немецких судов были подняты и введены в эксплуатацию.
В самом начале I мировой войны у морских побережий Архангельской губернии по распоряжению российских властей были захвачены немецкие торговые суда, некоторые из которых впоследствии вошли в состав получающего казенную субсидию Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства (ТАМСП). Этот факт лишь в общих чертах известен историкам занимающимся I мировой войной. В настоящей публикации обстоятельства захвата, подъема и последующей эксплуатации немецких судов рассмотрены преимущественно на основе документов Государственного архива Архангельской области.
15 (28) июля Австро-Венгрия объявила Сербии войну и начала боевые действия. 16 (29) –18 (31) июля начались мобилизационные мероприятия во Франции и России; 19 июля (1 августа) 1914 г. Германия объявила войну России. К 1914 году торговый флот Германии занимал второе место в мире после английского и составлял 10,9 % мирового тоннажа. Несмотря на явную угрозу крупномасштабных военных действий в Европе, власти и судовладельцы Германии проявили удивительную беспечность по отношению к своим торговым судам. Следствием этого, стало задержание в первые дни войны более 90 только паровых судов под флагами Германии и Австро-Венгрии в российских территориальных водах и у российских берегов. Из них 11 пароходов были задержаны в портах и у морских побережий Архангельской губернии [1].
Согласно сведениям, предоставленным лоц-командиром Общества архангельских лоцманов им. царя Федора Михайловича начальнику Архангельского губернского жандармского управления, в течение 19 и 20 июля (1-2 августа) из Архангельского порта в сопровождении местных лоцманов вышли 12 немецких судов. Все они перед этим «прописались на отход в Соломбальской корабельной конторе»; 11 из них вышли с полным грузом – в основном пиломатериалами, продукцией местных лесозаводов, и только один с балластом [2].
20 июля (2 августа) за подписью архангельского губернатора С.Д. Бибикова были отправлены телеграммы исправникам приморских уездов с требованием «немедленно задержать все германские торговые суда» [3]. Распоряжение губернатора было оперативно выполнено. Но уже на следующий день, вечером 21 июля (3 августа) С.Д. Бибиков получил телеграмму из г. Тромсё от российского консула в Норвегии, в которой сообщалось, что мимо Хаммерфеста в направлении Мурманского берега прошли четыре немецких миноносца [4]. Сообщение, оказавшееся ложным, вызвало панику в Архангельске. Дело в том, что с 1862 г. и до начала I мировой войны российские власти провели почти полную демилитаризацию Белого и Баренцева морей. В июле 1914 г. единственным (!) ограниченно боеспособным судном под Андреевским флагом здесь оказался транспорт «Бакан», ежегодно приходивший на Север с Балтики для охраны морских промыслов. По распоряжению С.Д. Бибикова, действовавшего по согласованию с другими чиновниками, экстренно собравшимися на совещание в ночь с 21 на 22 июля (3-4 августа), «призы» были затоплены «на мелких местах», во избежание возможного взятия их немецкими миноносцами [5].
В ожидании несуществующих миноносцев александровский уездный исправник захотел уничтожить запасы угля, хранящиеся на складе ТАМСП, чтобы они не достались немцам. Для этого он приказал облить уголь бензином и поджечь его, но емкости с бензином оказались заложены разными материалами и припасами. Это, по мнению многих, спасло город Александровск от пожара. Тем не менее, по распоряжению исправника была разломана пристань для морских судов и срыто в воду ок. 60 т. угля [6].
27 июля (9 августа) архангельский губернатор послал военному министру, морскому министру и министру внутренних дел телеграмму следующего содержания: «Счастлив донести Вашему Высокопревосходительству, что согласно моим указаниям и распоряжениям усилиями военного судна «Бакан», административного парохода «Мурман», чинов пограничной стражи, таможни и полиции захвачено десять немецких пароходов с грузом леса и каменного угля» [7]. Хотя, честно говоря, гордиться особенно было нечем. Не все немецкие суда, успевшие покинуть порты Русского Севера в начале войны, были перехвачены; большинство же захваченных судов тут же отправились на дно из-за излишне поспешного и оказавшегося необоснованным реальной обстановкой распоряжения того же губернатора; груз разбросало море.
9 (22) августа в Архангельске под председательством начальника Архангельского торгового порта А.А. Новинского прошло совещание по вопросу о поднятии затопленных немецких пароходов. Обсуждались технические возможности подъема судов. Также была определена примерная их стоимость, «считая одну тонну Брутто в 75 рублей и несколько уменьшая этот коэффициент в зависимости от срока службы парохода». Ниже приводятся сведения о расчетной стоимости затопленных судов.
В Архангельском порте: «Росток» – 150 000 руб.; «Лабэ» – 120 000 руб.; «Гедвиг» - 120 000 руб., «Цигнус» – 40 000 руб., «Паола Блумберг» – 120 000 руб. В Онеге: «Карл» – 200 000 руб.; «Ларсен» («Karl Friedrich Larsen») – 120 000 руб.; «Эрика Фишер» – 120 000 руб. В Ковде: «Утгард» – 150 000 руб. В Кеми: «Таурус» - 60 000 руб. В Александровске: «Ларсен» («Erik Larsen») – 120 тыс. руб. Общая стоимость судов была оценена в 1 320 000 рублей. Учитывая высокую стоимость судов в сравнении с предполагаемыми расходами на подъем и их использования впоследствии для перевозки военных грузов, Министерство финансов 23 августа (5 сентября) уведомило архангельского губернатора о выделении в его распоряжение кредита в 40 000 рублей для подъема восьми затопленных пароходов [8].
В рамках объема, отводимого под сообщение, мы здесь не рассматриваем обстоятельства подъема судов. Ниже приводятся краткие сведения о немецких «призах»-пароходах, входивших в годы I мировой войны в состав ТАМСП.
«Laboe» (бывший «Scheldestad») построен в 1903 г. в Великобритании по заказу судоходной компании из Антверпена; сменил несколько судовладельцев. В 1914 г. задержан командой «Бакана». Затоплен, поднят, поставлен на ремонт в док, передан Управлению работ Архангельского порта. В 1917 г. вошел в состав ТАМСП как «Кильдин». В последующие десятилетия ходил под флагами России, РСФСР, Латвии (как «Imanta»), СССР (как «Иманта», «ВТ-555») Германии (вновь как «Laboe»), СССР (вновь как «Кильдин»). В 1947 г. разбит во время шторма вблизи Риги.
«Taurus» построен в 1905 г. в Германии. В 1914 г. задержан в Кеми чинами пограничной стражи. Затоплен, поднят, после ремонта передан ТАМСП как «Ковда». Совершал плавания в порты Великобритании и Франции. В 1915 г. включен в состав ОВР Белого моря; в 1916 г. вооружен (1 – 75-мм и 2 47-мм орудия) и как посыльное судно включен в Дивизию траления СЛО. 7 (21) июля 1916 г. затонул в результате взрыва мины, выставленной немецкой подводной лодкой U-75 у м. Городецкий. При этом погибло три матроса.
«Erik Larsen» (бывший «Wotan», «Curt Retzlaff», «Mignon») построен в 1902 г. в Германии. В 1914 г. вблизи о. Кильдин задержан командой административного парохода «Мурман». Затоплен, поднят, приведен в Архангельск, вошел в состав ТАМСП как «Печенга». В 1914–1915 гг. совершал рейсы в порты Великобритании. 14 (27) февраля 1916 г. затонул в течение в Северном море в результате взрыва мины.
«Paula Blumberg» построен в Германии. Задержан у о. Мудьюг досмотровой партией с русского портового судна «Кузнечиха». Затоплен, поднят, отремонтирован, передан ТАМСП как «Сорока». Совершал рейсы в порты Великобритании. В 1920 г. при эвакуации белогвардейцев оставлен в Архангельске. Национализирован, передан Белмортрану. В 1922 г. в соответствии с Рапалльским договором передан Германии как «Wellgunde»; в 1925 г. продан в Великобританию как «Alcantara». 24 февраля 1928 г. из-за ошибочных действий протаранен советским барком «Товарищ»; затонул очень быстро; удалось спастись лишь одному члену команды.
«Rostok» (бывший «Indre») построен во Франции; в 1912 г. продан в Германию как «Rostok». В 1914 г. задержан командой «Бакана», затоплен, поднят, после ремонта включен в состав ОВР Белого моря как «Росток», передан ТАМСП как «Сума». Совершал рейсы в порты Великобритании и Франции. В 1916 г. в сопровождении ледокольного парохода «Вайгач» буксировал из Архангельска в Александровск подводную лодку «Дельфин». 17 (30) июля 1917 г., следовал из Архангельска в Лервик; потоплен артиллерийским огнем немецкой подводной лодки U 94 в Атлантике у Шетландских островов. Команде была предоставлена возможность спастись на шлюпках.
«Utgard» (бывший «Adelheid Menzell», «Irmgard») построен в Германии. В 1914 г. задержан в Ковде чинами таможни. Затоплен, поднят, после ремонта включен в состав ОВР Белого моря как «Утгард», продан ТАМСП как «Умба». Совершал рейсы в порты Великобритании, в т.ч. под британским торговым флагом. 30 апреля 1918 г. торпедирован немецкой подводной лодкой UB 57. Из 25 человек команды спаслось лишь пять. [9, 10]
Литература
1. Жалнин Д.Е. Дело о задержании парохода «Утгард» по случаю объявления Германской войны (По материалам Государственного архива Мурманской области) // Ушаковские чтения: Материалы I научно-практической конференции памяти профессора И.Ф. Ушакова. – Мурманск, 2004. С. 113-117.
2. ГААО. – Ф. 499. Оп. 1. Д. 160. Л. . Об. 5.
3. ГААО. – Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2659. Л. 1, 2, 3.
4. РГИА. – Ф. 97. Оп. 1. Д. 198. Л. 1, 10 об.
5. ГААО. – Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2659. Л. 13, 14.
6. РГИА. – Ф. 97. Оп. 1. Д. 198. Л. 19.
7. ГААО. – Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2659. Л. 21–22.
8. ГААО. – Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2662. Л. 29–30. Об. 46.
9. Трифонов Ю.Н. Суда товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства: краткий исторический справочник. – Архангельск, 2010. – 49 с.
10. Лапшин Р.В., Смолин А.А. Северные пароходства России (1861 – 1920 гг.). – Архангельск: Лодия, 2011. – 148 с.