Д.В. Мантуров:
Спасибо большое! Михаил Анатольевич Абызов, пожалуйста.
М.А. Абызов:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Так как формат коллегии перешел в рабочий режим и он проводится по-новому, я начну с вопросов, которые предыдущие выступающие отметили как проблемные и приоритетные.
Дмитрий Олегович справедливо заметил, что сегодняшний технологический уклад, структура производства не отвечают уровню наших конкурентов. И действительно, сегодня наше производство в части оборонной промышленности в основном существует на плечах спроса, создаваемого государством.
Но давайте говорить объективно, мы не можем заставить работать людей в 10 раз больше, нам необходимо приобретать новое оборудование, нам необходима технологическая модернизация и ее невозможно провести только на плечах государства. Для того, чтобы технологическая модернизация производилась, нужен доступный капитал, нужны длинные деньги, которых на сегодняшний день наша промышленность не имеет. Нужны приемлемые ставки, которых на сегодняшний день промышленность не имеет. Это не совсем зона ответственности Министерства промышленности и торговли РФ и даже Правительства РФ. Это ответственность независимого регулятора – Центрального банка – и макроэкономическая политика. Но мне кажется, роль в том числе Минпромторга России и коллег, которые участвуют в принятии решений из отрасли, в формировании активной повестки для принятия и продавливания решений, потому что в одиночку мы будем ходить по кругу и проблемы останутся нерешенными.
У нас указом Президента поставлена задача создать 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Мы обсуждали это на площадке Открытого правительства с участием экспертного совета и Минпромторга. Действительно, достаточно тяжело в современной структуре бюрократии определить, кто несет ответственность.
Данные статистики показали, что прошлый месяц был одним из самых проблемных по динамике промышленного производства за последние десятилетия. И что, за это отвечает только Минпромторг России? Или это коллективная ответственность Правительства РФ совместно с Центральным банком РФ, с регионами РФ, с губернаторами в конце концов. Проблему мы умеем высветить, но зачастую очень тяжело дается определение правильных границ ответственности и коллективное выполнение и реализация намеченных задач и целей.
Мне кажется, что по проблематике, связанной с промышленностью, в том числе обороной, Минпромторг должен активнее брать в свои руки роль навигатора, предлагать активную повестку для всего Правительства РФ, ставя в том числе резкие вопросы. Потому что набор инструментов, предусмотренных трехлетним бюджетом, уже есть у всех на руках и за счет этих инструментов невозможно с минус пяти промышленный рост поднять до плюс десяти! Это простая математика. Значит, нам необходимо вырабатывать новые инструменты.
Отдельным вопросом является эффективность работы государственного сектора промышленности. Более 55 % в создании ВВП государство сегодня реализует на своих плечах за счет собственных ресурсов. Как сделать так, чтобы государственные корпорации были образцом эффективности, были абсолютно прозрачны по расходам и системе управления. Чего нам не хватает? Все полномочия у министерств соответствующих есть. Как нам выработать правильные ориентиры и идти к ним? Для этого Правительство в прошлом году предложило инструменты, и под руководством Дмитрия Олеговича мы провели несколько серьезных слушаний относительно утверждения долгосрочных программ развития. Экспертный совет был площадкой этих обсуждений.
Во-первых, спасибо Минпромторгу за то, что мы приняли программы долгосрочного развития. Это была масштабная и новая работа для Министерства. Хотел бы и критические замечания высказать: поздно начали, несмотря на то, что всех просили с июня. Министерство реально подключилось к этой работе только в сентябре и октябре, и мы шли с нарушением сроков!
Есть некоторые крупные корпорации, которые до сих пор не имеют долгосрочных программ развития с ключевыми показателями эффективности по производительности труда, по финансово-экономическому результату. Срочно надо, что называется хвосты зачистить, и все-таки выполнить решение Президента и Правительства по утверждению данных программ.
В рамках программ по долгосрочному развитию по госкомпаниям нам необходимо будет обновить показатели на ближайшие три года. Эту работу надо сейчас начинать, чтобы провести ее качественно. Многие из программ, которые мы принимали в прошлом году по большим оборонным предприятиям, принимались формально. Необходимо эту работу еще раз перезагрузить, оценить и соответствующие задачи поставить. И тогда, Дмитрий Олегович, мы будем ориентироваться не только по ощущениям, мы будем смотреть на конкретные цифры на приборную панель выполнено/не выполнено, какая производительность труда, какие у нас объемы есть.
Можно говорить про тяжелую внешнюю конъюнктуру, которая есть на сегодняшний день и про давление, которое оказывается на страну, но мы не сможем оправдываться этим долгие годы вперед, нам необходимо смотреть на новые рынки. Если у нас внутреннего спроса нет, надо смотреть на экспорт. И Правительство предлагает форматы поддержки экспорта. На мой взгляд, мы сегодня недостаточно для этого делаем и ресурсов выделяем недостаточно. Это еще раз вопрос для обсуждения нового бюджетного процесса.
Почему у нас не развиваются малые и средние предприятия для создания новых рабочих мест? Мы много об этом говорили. Кто за это несет ответственность? Мы обсуждали это с Дмитрием Олеговичем: наведен большой порядок в рамках оборонного комплекса и создаются дублирующие производства и производства смежные, такие как, например, производство комплектующих, которые имеют общий характер применения, на сегодняшний день это уже серьезный шаг вперед. Но нам нужно идти дальше, смотреть, как на этих площадках развивать зоны второго и третьего передела, чтобы создавать новые рабочие места и не замыкаться на натуральном хозяйстве.
Я готовил тезисы, связанные с работой Министерства, в формате Открытого правительства. Некоторые из них, самые главные, озвучу.
Первое, меня часто спрашивают, что такое Открытое правительство? Это открытое министерство! Я именно так часто отвечаю на этот вопрос. Посмотрите, как работает Минпромторг! За последние два года работа налажена, благодаря Министру и его команде и их неравнодушному отношению к тому, как мы рекомендуем строить работу в министерствах и ведомствах с заинтересованными сторонами вне бюрократии (имеются в виду и регионы, которые должны быть услышаны, обратная связь от которых нам важна, и промышленность не только государственная, но и в частном секторе), чтобы обратная связь была не только услышана, но и вылилась в конкретные шаги и результаты.
Общественный совет стал своеобразной площадкой не только для общественного контроля, но и для экспертного обсуждения вопросов, которые на сегодняшний день затрагивают отрасли. Руководитель Общественного совета будет сегодня выступать, это тоже новация, это тоже новый формат, надо не просто создавать Общественный совет, а давать им трибуны для их публичной оценки работы Министерства, для их замечаний и предложений.
На площадке Общественного совета в 2014 г. рассматривалась публичная декларация целей и задач Министерства и, мне кажется, продвигается формат «понятности» основных приоритетов широкому кругу заинтересованных сторон и это тоже достижение: открытые данные, без которых невозможно создание новых продуктов. Первый шаг Министерством сделан. Я рассчитываю, что в следующем году будет своеобразный прорыв, так как Министерство является хранилищем огромного набора информации, который нужен отраслям для установки правильных ориентиров. Надо представлять информацию не в сканкопиях, а в машиночитаемом виде, чтобы ее можно было легко использовать, тиражировать и применять.
В работе с референтными группами у Министерства тоже есть серьезные результаты. Мне понравилось, как отработало Министерство в части преобразования своего информационного пространства – замечательный новый интернет-портал. Мы отдельно просили в соответствии с президентскими планами по противодействию коррупции встроить в информационное пространство Министерства модули с возможностью заявить о фактах коррупции. Минпромторг России это сделал. Такую возможность обратной связи реализовали далеко не все ведомства. И за это тоже слова благодарности! И не только потому, что это предусмотрено поручением Президента, а потому, что по сути это необходимо людям, работающим в отрасли, и заинтересованным сторонам.
Еще одно пожелание. У нас предприниматели, конечно, умные и способные, но я устал от вопросов, которые они часто задают: «Скажите, как получают государственную поддержку либо по импортозамещению, либо по антикризисным мероприятиям?» Причем задают очень квалифицированные и удачные предприниматели. Это значит, что государство и Правительство не выстроили понятный интерфейс: ты такое-то предприятие, заинтересовано в такой-то поддержке, значит алгоритм твоих действий 1, 2…4, отвечает за это такое-то министерство, такой-то департамент, знает в какие сроки это рассматривать. Наша задача в 2015 году для нашего бизнеса выстроить такой понятный и простой навигатор в коридорах принятия решений. Тогда мы сэкономим их время, и результативность нашей работы будет высокая.
Непростые времена у нас с точки зрения промышленных показателей, но, как любил говорить один из моих учителей, «тем почетнее будет победа». А в ней я не сомневаюсь, так как Министерство работает как слаженная команда. Спасибо!