Д.В. Мантуров:
Уважаемые коллеги, с учетом того, что я в одном лице и модератор, и выступающий, поэтому я сам себе предоставлю слово, если вы не возражаете, для доклада.
Уважаемые друзья, я не так давно в Государственной Думе делал доклад о результатах работы за 2014 год, о проблемах 2015 года, в основном как раз акцент стоял на текущих вопросах текущего года и в части промышленности, и в части торговли, но поскольку сегодняшнее мероприятие у нас посвящено именно отчету Министерства за работу в 2014 году, я основные акценты поставлю в этой части, но при этом мы, конечно же, поговорим и о вопросах 2015 года.
В отраслевом разрезе наилучшая ситуация в секторах, обеспеченных гарантированным спросом со стороны государства, это все отрасли оборонно-промышленного комплекса, в которых за прошлый год уровень производительности вырос на 14%, а объем производства увеличился более, чем на 15%, т.к. гособоронзаказ на текущий год уже проавансирован, позитивный тренд в ОПК сохранится, планы по поставкам вооружения будут выполнены полностью.
Продолжается процесс модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса. За прошлый год введено в строй 76 объектов, сейчас мы проводим технологический аудит проектов модернизации производств, его результаты будут отражены в новой государственной программе о развитии оборонно-промышленного комплекса, которую мы представим в Правительство до конца текущего года.
Хорошие темпы роста в авиации, судостроении и радиоэлектронной промышленности. За прошлый год в радиоэлектронике и объемы выпуска, и производительность увеличились почти на 25%. В отрасли созданы и модернизированы 5 предприятий, а по итогам текущего года планируется ввести в эксплуатацию более 60 производств и 12 центров проектирования изделий электронной компонентной базы.
В авиации производительность выросла почти на 23%, военное самолетостроение прибавило 13%, а гражданское на 28,5%. Но по гражданским самолетам необходимо поддержать падающий спрос со стороны отечественных авиаперевозчиков. Правительство уже приняло решение о поддержке операционного лизинга через докапитализацию государственной транспортной лизинговой компании на 30 млрд. рублей, и рассчитываем, что Государственная Дума одобрит и во 2, и в 3 чтении эти поправки.
Что касается новой авиатехники в этом году, будет получен сертификат типа на вертолет Ми-38, и мы рассчитываем на выкатку летного образца самолета, уже МС-21. Облик будущих машин во многом определит национальный исследовательский центр Жуковского, закон о создании которого был принят в прошлом году. Этот центр консолидирует научный исследовательский потенциал отрасли, что позволит реализовывать масштабные и прорывные проекты в отрасли. В июле организационно-правовые процедуры будут полностью завершены и также приняты решения по его руководящим органам.
Судостроение, объемы которого выросли на 14%, уровень загрузки оборонными заказами сейчас такой, что мощностей действующих верфей не всегда хватает для выполнения гражданских проектов, поэтому помимо строительства судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке, идет также активная интеграция структуры отрасли предприятий Крыма, в первую очередь это завод «Залив» и компания «Море». Главным приоритетом гражданского сегмента судостроения является освоение шельфовых месторождений. Мы согласовали с компаний «Итек» их потребности в этом направлении, подготовлен и утвержден план мероприятий по снижению зависимости российского тека от импортного оборудования. В начале месяца Правительством принято постановление о переформатировании госпрограммы по судостроению и до конца года она будет скорректирована в целях поддержки развития добывающего флота морских платформ, трубоукладчиков, судов обеспечения, а также выпуска необходимого нефтегазового оборудования.
Другие секторы машиностроения, такие как станкостроение и тяжелое машиностроение, испытывают давление из-за сокращения инвестиционной активности в экономике. В отношении них Правительством установлены ограничения на закупку отдельных видов импортного оборудования для нужд обороны страны. В ближайшее время эта номенклатура будет дополнена промышленными роботами, подъемно-транспортным, сварочным и гальваническим оборудованием, с учетом серийного производства российскими предприятиями этой номенклатуры продукции.
В станкостроении «Ростехом» при нашей поддержке начата реализация 12 инвестиционных проектов по подготовке производства новых российских станков. Параллельно прорабатываются проекты совместных предприятий с крупнейшими зарубежными компаниями, а некоторые уже реализовывают свои проекты, в частности, в Ульяновской области ДМГ «Борисеке» строят и до конца года планируют запустить уже первую очередь одного из самых крупнейших в Европе станкостроительных заводов. Но при этом мы главным условием ставим перед зарубежными станкостроительными компаниями, чтобы уровень локализации был выше 50%.
Металлургия пережила 2014 год достаточно ровно за счет девальвации рубля и высокой доли экспорта в выручке. В черной металлургии введены мощности трубопрокатного комплекса на северском трубном заводе и линии по производству колес для высокоскоростных поездов в эксе, а также был запущен компанией «Мечел» в Челябинске завод по производству длинномерных рельс, это одно из немногих производств у нас в стране, кто обеспечивает такую продукцию.
В цветной металлургии продолжается масштабный проект на Михеевском горно-обогатительном комбинате, до конца года планируется запустить «Богучанский алюминиевый завод». По редкоземельным металлам объемы производства увеличились на 47%. В рамках первого этапа отраслевой подпрограммы отработано 4 новых технологии извлечения РЗМ из 9 уже задействовано в производство. Развивается проект по переработке красно-уфимского монацитового концентрата, получена лицензия на освоение крупнейшего в России месторождения редкоземельных металлов на Томторском месторождение дочерних компаний «Ростеха». Реализация этого проекта станет ключевым шагом в развитии отрасли.
Химический комплекс прибавил в прошлом году 2%, до конца 2015 года 17 компаний планирует запуск и расширение производства химической продукции по 22 инвестиционным проектам.
Благоприятная ситуация сложилась для экспорта ориентированного сегмента – это минеральные удобрения +6.3%, хотя за первые 5 месяцев есть тенденция к снижению, мы рассчитываем, что эта тенденция изменится, на сегодняшний день, за 5 месяцев -2.9%. Внутренние российские цены на эту продукцию привязаны к мировым, но нам удалось обеспечить договоренность с компаниями производителями, потребителями, что ограничило рост затрат на сырье для отраслей, в первую очередь, потребителей. В части металлопроката – это все отрасли машиностроения, а по удобрениям это сельское хозяйство, для которого важно было снизить издержки на весеннюю полевую работу.
В лесопромышленном комплексе практически по всем видам продукции наблюдается рост от 2 до 20%. В прошлом году запущены в эксплуатацию 3 предприятия, а до конца нынешнего года, при поддержке субсидии для лесопереработчиков Дальневосточного округа, планируется ввести в строй еще 8 производственных объектов.
Быстро развивается отрасль композитных материалов, за прошлый год объемы производства выросли почти на треть до 2016 года. В рамках отраслевой субсидии объемом свыше 4 млрд. рублей мы обеспечиваем поддержку более 30 проектов производства композитных материалов для различных сфер применения, в том числе и для объектов строительства.
Недавно Правительством переданы Минпромторгу полномочия по разработке и осуществлению государственной политики промышленности строительных материалов. В этом сегменте мы видим большие перспективы по производству инновационных материалов, и они так или иначе связаны с продукцией металлургии, деревообработки, химии, поэтому ключевым направлением стратегии отрасли, которую мы должно актуализировать, станет межотраслевая кооперация.
Что касается отраслей, ориентированных на внутренний потребительский спрос, здесь главной проблемой является снижение покупательской способности населения. В автомобильной отрасли спад продолжается уже 2 года, в 2014 году нам удалось сократить падение на половину, благодаря успешной реализации программ обновления автопарка, за счет нее было продано почти 190 тыс. автомобилей. С начала текущего года мы нарастили объемы финансирования этой программы и запустили новые инструменты – льготное автокредитование и поддержку лизинга. Причем в отношении последнего введено новшество, это операционный лизинг для физических лиц.
Помимо этого, увеличен объем закупок отечественных автомобилей федеральными ведомствами и продолжена программа поддержки приобретения регионами и муниципалитетами техники на газомоторном топливе. Мы рассчитываем, что все эти меры общим объемом почти 33 млрд. рублей позволят реализовать более 300 тыс. машин и во многом снизить сокращение производства.
Хочу обратить ваше внимание, что дешевый рубль стимулирует сборочные производства, повышает таким образом локализацию, в том числе благодаря растущему в нашей стране сегменту выпуска автокомпонентов. Аналогичная ситуация с сельскохозяйственной техникой, производство отечественных тракторов увеличилось на 34%, а сборка импортных сократилась на 63%. Мы стараемся использовать нынешнюю ситуацию, чтобы предложить конкурентноспособную российскую технику потребителям.
Буквально позавчера на «Россельмаше» состоялся запуск производства новейшего зерноуборочного комбайна РСН-161, созданного при поддержке Минпромторга, и будет развиваться целая линейка на основе этого технологического решения. По большинству параметров он превосходит зарубежных коллеги, при этом стоит их в два раза дешевле. С учетом непростой ситуации с кредитными ресурсами Правительство предусмотрело для сельхоз. производителей субсидирование скидок на отечественную технику и поддержку льготного лизинга, это существенно поддержит нашего производителя.
В фармацевтике, где затраты на импортные субстанции для лекарств в рублевом эквиваленте выросли, компании также задумались о переходе на полный цикл производства. Мы поддерживаем это направление и стимулируем создание таких производств через софинансирование в рамках отраслевой государственной программы и Фонда развития промышленности. Дополнительным стимулом для повышения локализации, об этом сегодня уже говорил Аркадий Владимирович Дворкович, стало принятие решения об ограничении закупки иностранных медицинских изделий, и в ближайшее время мы рассчитываем на принятие решения по лекарственным препаратам. Хотел бы также отметить, что в части выполнения указа Президента, по достижению 90% доли отечественной продукции, перечня жизненно важных лекарственных препаратов, нам удалось уже к концу апреля достичь планового на этот год значения в 67%.
Ограничения госзакупок импорта в прошлом году установлены и по товарам легкой промышленности. Чтобы предотвратить тотальный вывоз кожевенного сырья из страны, установлен соответствующий запрет в прошлом году, который продлится и в нынешнем.
Ситуация в легкой промышленности, где значительную долю рынка составляет незаконно ввезенная и произведенная продукция, подтолкнула нас к необходимости более тесной координации и усилиям разных ведомств по борьбе с контрафактом и контрабандой, причем по всем ее отраслям. Поэтому указом Президента в январе этого года создана Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, а ее подразделения будут сформированы во всех регионах. Я знаю, что практически во всех регионах эти комиссии уже созданы и возглавляются руководителями регионов. Организации работы комиссии возложена на наше ведомство.
Активное содействие местных властей необходимо и в развитии ключевой для экономики сферы – торговли. В прошлом году Правительство одобрило предложенную нами стратегию развития торговли, главным приоритетом которой стало существенное расширение каналов сбыта. В первую очередь за счет малой, нестационарной и мобильной торговли. Мы подготовили поправки в закон о торговле, касающийся этих форматов. Надеемся, что депутаты их поддержат.
В дальнейшем аналогичные предложения мы подготовим и по рынкам, и по ярмаркам. Кроме того, будут введены нормативы обеспеченности регионов торговыми объектами. Все это должно повысить конкуренцию перед торговлей и стимулировать продажи российской продукции. Именно увеличение предложения – лучший способ борьбы с ростом цен. В этом случае нам не придется, как мы это делали последние годы, договариваться с сетями, чтобы они сдерживали цены и регулирование будет происходить за счет рыночных механизмов.
В рамках реализации стратегии в нынешнем году мы продолжаем работу по снятию излишних административных барьеров, мешающих бизнесу открывать и развивать новые торговые объекты. По всем отраслям, подведомственным Министерству, мы совместно с регионами, бизнесом, научным экспертным сообществам подготовили отраслевые планы импортозамещений. Многие из двух с лишним тысяч технологических направлений, которые в них вошли, уже находятся на разных стадиях реализации.
Надо сказать, что импортозамещением мы начали заниматься не в этом и не в прошлом году, занимаемся этим давно, поэтому по многим направлениям у нас с вами очевидные результаты.
В части поддержки спроса на инновационную продукцию и процесса импортозамещения мы намерены задействовать возможности технического регулирования и стандартизации. Здесь ключевым событием будет принятие закона о стандартизации, который в ближайшее время Дума рассмотрит во втором чтении. Кроме того, потенциал системы стандартизации мы направляем на продвижение систем бережливого производства на предприятиях. Первый такой сертификат соответствия будет вручен уже сегодня.
Понятно, что для выпуска качественно новой продукции нужны и новые мощности. В долгосрочной перспективе с 2019 года основным вектором реиндустрилизации станет внедрение наилучших доступных технологий. Этим вопросом должны озаботиться компании во всех отраслях и уже сейчас прорабатывать возможности внедрения на производстве более экологичных ресурсо- и энергосберегающих решений.
В 2017 году мы завершим подготовку 47 отраслевых справочников о НДТ, 10 из которых будут утверждены уже в этом году. Если же говорить о ближайшей перспективе, сейчас очень важно не допустить инвестиционной паузы. На решение этой задачи направлен принятый в прошлом году закон о промышленной политике. Среди них и Фонд развития промышленности, который уже прорабатывает более 900 поступивших проектов и разработанные нами инструменты поддержки индустриальных парков, а также промышленных кластеров также будут работать.
Большую роль в развитии промышленного потенциала в регионах будет играть механизм специальных инвестиционных контрактов, для того, чтобы он был как можно более привлекательным для инвесторов, мы подготовили поправки в Налоговый кодекс и законы, регулирующие госзакупки и закупочную деятельность компаний с государственным участием. Подготовку всей необходимой нормативной базы для того, чтобы все это заработало, мы завершим уже до конца текущего месяца.
Но, как я уже говорил, многое будет зависеть от активности органов власти субъектов Российской Федерации. Именно поэтому мы расширяем взаимодействие с регионами, получено более 50 соглашений о сотрудничестве и в ближайшее время будет подписано еще порядка 20. У нас выстроены механизмы обмена информацией по мониторингу ситуации на ключевых предприятиях и контролем цен по продуктам питания. Министерство оказывает консультационную помощь разработке региональных программ развития промышленности и организует стажировки для представителей местных органов, курирующих реальный сектор.
Понимая, что кадры решают все, Минпромторг формирует собственный молодежный кадровый резерв. В ближайших планах создание Совета молодежи Министерства. В отраслях промышленности, совместно с агентством стратегических инициатив, мы развиваем систему дуального образования, она предусматривает подготовку кадров под конкретные рабочие места за счет совместного финансирования предприятиями и местными органами власти.
Большую популярность приобретает организованный совместно с Министерством образования и науки России национальный чемпионат сквозных рабочих профессий WorldSkills. Мы уверены, что он станет одним из механизмов подбора классных специалистов для высокотехнологичных отраслей промышленности.
Подводя итог, хочу отметить, что работа Министерства по всем отраслям и направлениям ведется с максимальным вовлечением всех заинтересованных групп в проработку вопросов и конечных их решений. Мы рассчитываем, что это сотрудничество будет расширяться и дальше, в том числе с вашим непосредственным участием.
Спасибо большое за внимание.