Рашитова О. А.

Благотворительная деятельность Русской Православной церкви в начале Первой мировой войны (по страницам периодического издания «Известия по Петроградской епархии»)

С началом войны Русская Православная церковь мобилизовала все свои ресурсы для поддержки фронта и оказания помощи раненым. В храмах Петрограда с первых дней совершались молебны о даровании победы и успехе русского оружия. Духовенство города не только утешало молитвами прихожан, но и вселяло в них глубокую и непоколебимую веру в торжество правого дела.

С 6 февраля 1915 в церкви Старо-Афонского подворья года совершалось непрерывное моление в течение трех суток о даровании победы русскому воинству и воинству союзных с ним народов. Богослужение совершалось монашествующими Петроградских подворий. И днем и ночью церковь была полна народу [1].

С 26 по 28 августа 1915 года был объявлен всенародный трехдневный пост и молебен о даровании победы. По всему городу шли службы архиерейским служением. Четыре викарных архиерея совершали богослужения каждый ежедневно утром и вечером в разных храмах.

А 29-30 августа прошел крестный ход от городских церквей к Исаакиевскому собору. Перед литургией владыка отслужил панихиду по воинам, на поле брани живот свой положившим. Молебен о даровании победы после литургии совершен был на площади высокопреосвященнейшим митрополитом в сослужении членов Синода и викарных епископов. Далее крестный ход прошел от Исаакиевского собора к Александро-Невской лавре [2].

По благословению митрополита с 1 января 1916 г. в Казанском соборе начались ежедневные моления перед чудотворной Казанской иконой Божией Матери о даровании победы русскому воинству.

Уже 20 июля 1914 года Священный Синод своим Определением № 6502 призвал монастыри, церкви и паству делать пожертвования для раненых и помощь лицам, призванным на войну. Монастыри и другие подведомственные Православной Церкви учреждения призывались подготовить места под госпитали, а также подобрать способных людей для ухода за ранеными.

Одним из первых в России открылся лазарет при Казанском соборе. Он размещался в доме № 25 по Невскому проспекту в квартире ушедшего на войну протоиерея Т.А. Налимова. Десятого августа 1914 года состоялось собрание прихожан, где было принято решение об оказании помощи семьям запасных, открытии и содержании лазарета для раненых нижних чинов. Прихожане тут же стали жертвовать материал для постельного и носильного белья, мебель, посуду, медикаменты. Начался сбор денежных средств. Деньги передавались не только единовременно, но и на ежемесячное содержание кровати по 40 рублей. К июлю 1915 года лазарет был увеличен до 55 кроватей. Оборудование всех помещений лазарета происходило под непосредственным наблюдением настоятеля Казанского собора протоиерея Философа Орнатского и при ближайшем участии Ф.Л. Золотова. Санитарами стали студенты Духовной академии. Первый приходской лазарет в Петрограде приняла под покровительство императрица Александра Федоровна. Она неоднократно посылала на адрес лазарета благодарственные телеграммы.

26 сентября поздно ночью поступили 20 человек легко раненых, преимущественно в руки, в боях в Августовских лесах и под Сувалками. [3] За год в лазарет поступило 266 человек, проведено 29 операций. В свободное время чинами Главного управления Землеустройства и Земледелия были организованы чтения по сельскому хозяйству, садоводству и огородничеству. На лекциях показывались туманные картинки. Велись занятия по обучению раненых хоровому церковному пению. Неоднократно раненые посещали музеи, храмы, обозревали достопримечательности столицы.

В считанные недели лазареты и санатории для воинов появились в десятках городов, и продолжали открываться в Петрограде.

31 декабря 1914 года состоялось освящение Петроградского церковно-приходского лазарета имени Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира. В ноябре 1914 года Комитет Петроградского епархиального фонда для вспомоществования приходским попечительским советам обратился к причтам и старостам столичных церквей оказать поддержку и содействие созданию лазарета. Жертвователями выступили богомольцы, старосты и причты некоторых церквей. Уже через два дня стали поступать заявления о пожертвованиях. Причт и староста Волковской кладбищенской церкви передали для лазарета бесплатно прекрасное помещение, занимающее целый этаж большого каменного дома по Расстанной ул. Д.. № 23.

Прихожане церкви Иоанна Богослова Леушинского подворья проявили особую заботливость и нежность: сами и кровати купили, и иконочки к ним повесили; и надписи сделали, а к освящению принесли большую прекрасную икону для комнаты, в которой поставлены их кровати [4].

Монахини Иоанновского монастыря изготовили белье для лазарета. Под руководством архитектора В.Н. Боброва был произведен ремонт помещений. Председатель общества религиозно-нравственного просвещения протоиерей Ф.Н. Орнатский заявил о пожертвовании обществом библиотеки книг религиозного содержания, евангелий для раздачи раненым, шейных крестов и икон к кроватям. Лазарет был устроен на 78 кроватей. Заведывание принял на себя настоятель волковского храма протоиерей Иоанн Соколов, врачом в этот период работал П.Н. Азаров, обслуживали раненых жены и дочери местного духовенства совместно с прихожанками.

Во время освящения лазарета митрополит Владимир обратился к присутствующим с благословение всех, кто принимал участие в создании и устройстве лазарета. В своей речи он указал на величие подвига солдата. «Нет меры измерить все величие подвига сражающихся за родину воинов наших. Оставили они свои дома, своих жен и детей, несут они труды безмерные и скорби тяжкие, все отдают за родину – и здоровье, и молодость, и силы, кровь свою проливают, саму душу полагают... Чтобы мы не сделали им, все будет незначительным и малым, перед глубиною их страдания и величием их подвига» [5].

В ноябре 1914 принято решение организовать лазарет церковных школ Петроградской епархии для раненых воинов и собирать 2% от учительского жалования и по 1 копейке с учащихся. Под лазарет был выделен второй этаж больничного семинарского корпуса. К школьному лазарету прикомандировали доктора из Обуховской больницы. Петроградский отдел Союза городов и земств дал обязательство отпускать на лазарет потребное количество медикаментов и перевязочного материала и выдавать жалование сестрам милосердия [6]. Первые больные и раненые поступили в школьный лазарет через обуховскую больницу 12 декабря. Прибыло 12 человек получивших ранения под Сохачевым, под Сувалками.

11 января 1915г. был освящен приходской лазарет при Князь-Владимирском соборе.

22 февраля 1915 года был освящен лазарет, открытый Иоанно-Предтеченским приходом на Лиговкев доме №104. Лазарет был устроен на 35 кроватей и содержался на пожертвования прихожан [7].

Весь период войны производился сбор средств в пользу Красного Креста. Для этого во всех храмах были установлены кружки. В 1914 г. все военные и морские священники стали отчислять ежемесячно по 3 рубля на благотворительно-просветительские нужды своего ведомства. На эти же цели император сразу внес 1000 руб., великий князь Сергей Михайлович – 500 руб., генерал-адъютант Нимин – 200 руб. [9]

Приходским советом Казанского собора было принято решение выделять из своих доходов по два процента на военные нужды на все время военных действий. Попечительский совет по оказанию помощи семьям воинов, в короткий срок собрал 22 тысячи. 125 семьям была оказана денежная помощь от 15 до 3 рублей, одним единовременно, другим повторно [10].

Попечительский Совет Казанского собора к празднику Казанской иконы Божьей матери 22 октября 1914 года решил приготовить пакеты с теплым бельем для раздачи военным на передовых позициях. Каждый пакет должен был заключать теплые рубашки, кальсоны, портянки или чулки, и перчатки, завернутые в платок. Кроме того, в каждый пакет предполагалось вложить Святое евангелие и образок Казанской Богоматери [11]. Этот призыв нашел отклик не только среди прихожан Казанского собора, но и других городских и провинциальных храмов. Люди несли и присылали деньги, теплые вещи, перчатки, евангелия. В общей сложности было приготовлено 3000 пакетов.

К этому прибавлено было 7 ящиков чаю, 3 ящика соли, 2 ящика баранков и пр. В общем, получился солидный транспорт около 100 ящиков, для доставки которого на вокзал потребовалось 10 подвод, погрузивших товар до 600 пудов весом, в два вагона[12]. Митрополит Владимир благословил настоятеля собора Ф.Н. Орнатского сопровождавшего груз и передал для воинов 1000 евангелий и образов Воскресения Христова, а преосвященный Геннадий 1000 молитвословов. 16 ноября груз был отправлен под Краков пяти Донским казачьим полкам, одному боевому пехотному полку и в малой части нижним чинам двух автомобильных рот. Начальники этих частей и сами воины присылали письма с благодарностью в Казанский собор.

15 февраля 1915 года митрополит Владимир объявил о сборе средств на пасхальные подарки воинам от церквей и приходов Петрограда. Подарки были отправлены на пасхальной неделе. Доставку на передовые позиции принял на себя протоиерей Ф. Орнатский.

С первых дней войны, руководствуясь христианскими чувствами, духовенство Русской Православной церкви благословило воинов на ратный подвиг. Духовенство города вселяло веру в победу над врагом, надежду на торжество правого дела. Жители города искали утешение и моральную поддержку в ежедневных молитвах о даровании победы, в молебнах о здравии родных и близких. РПЦ материально оказывала помощь государству: именно она начала организовывать сбор денежных средств для Красного Креста и помощи раненым. Но самое главное: во всех сложных обстоятельствах войны Православная церковь не переставала служить укреплению морального единства нашего народа.

Литература

1. Известия по Петроградской епархии. – 1915. – №9. – С.7.

2. Известия по Петроградской епархии. – 1915. – №35. – С.2-5.

3. Война и Петроградское духовенство. Казанский собор // Известия по Петроградской епархии. – 1915. – №4. – С.5.; №37 – С.2-3.

4. Известия по Петроградской епархии. – 1915. – №2. – С.5.

5. Известия по Петроградской епархии. – 1915. – №2. – С.6.

6. Известия по Петроградской епархии. – 1915. – №14. – С. 5-6.

7. Известия по Петроградской епархии. – 1915. – №10. – С.8.

8. Война и Петроградское духовенство. Казанский собор // Известия по Петроградской епархии. – 1915. – №4. – С.6.

9. Беляков А. История флотского духовенства. https://www.krotov.info/libr_min/02_b/el/yakov_2.htm

10. 10 Известия по Петроградской епархии. 1915. №8. С. 2.

11. СМ.: Война и Петроградское духовенство. Казанский собор. //Известия по Петроградской епархии. – 1915. – №4. – С.7.

12. Известия по Петроградской епархии. – 1915. – №8. – С. 2.

Связанные материалы
Последние материалы