Глотов М. Б.

Институциализация русской социологии в годы Первой мировой войны

Институциализация социологии – это исторический процесс становления ее как автономной отрасли научного знания и официального признания общественной значимости. Институциализация социологии предполагает:

• введение термина «социология» в научный лексикон,

• публикация работ и периодических изданий, посвященных социологическим проблемам,

• проведение научных социологических форумов,

• организация социологических ассоциаций,

• создание научных социологических центров,

• введение социологического образования,

В России, в отличие от стран Западной Европы и США, процесс институциализация социологии происходил в два этапа. Первый раз социология приобретала в России статус самостоятельной науки с 60-х годов XIX века до начала 30-х годов ХХ века. Повторно процесс институциализации социологии возобновился в СССР во второй половине 1950-х годов и завершился в 1990-е годы.

Среди особенностей первого этапа институциализации социологии в России следует отметить, во-первых, влияние проходивших процессов становления социологии как науки в странах Западной Европы и в США. Во-вторых, в силу того, что среди первых русских социологов большинство составляли оппозиционно и революционно настроенные мыслители, официальные власти, используя запретительные меры, всячески затрудняли процессы институциализации социологии в России. Как отмечала Е.И. Кукушкина, «при монархическом режиме само слово «социология» было на нелегальном положении» [1, с. 26]. И.А. Голосенко, характеризуя первые годы институциализации социологии в России, утверждал, что она «находилась в придушенном состоянии» [2, с. 23]. Как вспоминал В.М. Бехтерев, во время его беседы с министром народного просвещения А.Н. Шварцем относительно преподавания социологии последний с раздражением высказался о социологии следующим образом: «Какая может быть там социология? Нет такой науки, а если что и есть, то одна болтовня» [3, с. 60].

В-третьих, в России процесс институциализации социологии развивался при наличии широкого плюрализма направлений и школ. П.А. Сорокин отмечал, что к началу ХХ века в России сложились следующие основные социологические школы: марксистская, субъективная, психологическая, бихевиористская, формальная, механическая, юридическая и историческая. Современные историки социологии к этому перечню направлений и школ добавляют: географическое направление, генетическую социологию, натуралистическое направление, неокантианскую и неопозитивистскую социологию.

В четвертых, несмотря на то, что первое двадцатилетие ХХ века в России было отмечено крупными политическими событиями: революциями 1905 года, февраля и октября 1917 года, участием России в Первой мировой войне и сменой государственного строя, именно в этих исторических условиях процесс институциализации русской социологии происходил достаточно активно. Особенно это касалось публикации работ и периодических изданий, посвященных социологическим проблемам, введения социологического образования, организации социологических ассоциаций, создания научных социологических центров. И если в годы Первой мировой войны ощущались затруднения, вызванные экономическими и геополитическими проблемами, то февральская революция, провозгласившая относительные свободы и первые два года Советской власти оказали положительное влияние на процесс институциализации русской социологии.

На протяжении всего периода войны русским социологам удавалось публиковать свои статьи, монографии и учебные пособия по социологии. Так, например, за годы войны были опубликованы следующие работы представителя генетической социологии К.М. Тахтарева: «Основные идеи социологов: Кант и Маркс» (Современный мир. 1914. № 9);«Социология как наука» (Пг., 1915); «Социология как наука о закономерностях общественной жизни: введение в общий курс социологии, читаемый слушателям и слушательницам Психоневрологического института и Высших курсов П.Ф. Лесгафта»(Пг., 1916);«Социология, ее краткая история, научное значение основные задачи, система и метод»(Пг., 1918). В 1915 году была опубликована монография первого историка отечественной социологии Н.И. Кареева «Историология. Теория исторического процесса». Первая русская женщина социолог, представительница русского неопозитивизма А.С. Звоницкая в 17 лет опубликовала первый том задуманной ею четырехтомной работы «Опыт теоретической социологии. Социальная связь» (Киев, 1914). П.А. Сорокин о ее работе писал: «Обширная эрудиция, систематичность мышления, целостность построения, обнаруженная в данной работе, делают из нее ценный вклад в библиотеку русской социологии» [3]. Представитель неокантианской социологии В.М. Хвостов за период с 1914 по 1918 опубликовал следующие работы: «Теория исторического процесса» (М., 1914); «Участие женщины в умственной культуре человечества» (М., 1914);«Женщина и человеческое достоинство» (М., 1914); «Женщина в обновленной культуре» (М., 1917); «Классификация наук и место социологии в системе научного знания» (Вопросы философии и психологии. 1917.Кн. 139-140);«Социология. Введение. Ч. 1: Исторический очерк учений об обществе» (М., 1917); «Социальная связь» (Вопросы философии и психологии. 1918.Кн. 141-142). Другой представитель неокантианской социологии П.И. Новгородцев опубликовал следующие работы: «Социальные науки и право» (М., 1916), «Об общественном идеале» (М., 1917), «О путях и задачах русской интеллигенции» (М., 1918). Из работ представителей марксистской социологии следует отметить написанные В. И. Лениным в годы Первой мировой войны: «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), «Статистика и социология» (1917), «Государство и революция» (1917).

Особенно активное участие в годы Перовой мировой войны принимали классики отечественной социологии М.М. Ковалевский и П.А. Сорокин. Так, в этот период М.М Ковалевский, ставший в 1914 году действительным членом Российской академии наук, осуществил выпуск третьего и четвертого сборника «Новые идеи в социологии». По мнению П.А. Сорокина, «Новые идеи в социологии» «заменяли собой социологический журнал». В 1914 году М. М. Ковалевским были опубликованы: «Очерк развития социологии в конце ХIХ – начале ХХ века» (История нашего времени. Пг., 1914. Вып. 27-28) и «Происхождение семьи, рода, племени, государства и религии» (Пг., 1914).

Еще при жизни М.М. Ковалевский вместе с Е.В. де Роберти, Н.И. Кареевым и К.М. Тахтаревым предпринимали попытку создать русское научное социологическое общество. Однако только после смерти М.М. Ковалевского создание русского социологического общества было осуществлено его соратниками и учениками. На другой день после смерти М.М. Ковалевского – 26 марта 1916 года состоялось учредительное собрание Русского социологического общества, которому было присвоено его имя. На учредительном собрании Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского председателем общества был избран А.С. Лаппо-Данилевский, а секретарем – П.А. Сорокин. Первоначально членами общества стали 62 известных ученых и общественных деятелей Петрограда.

В 1914 году П.А. Сорокин после окончания юридического факультета Петербургского университета активно включился в научную, преподавательскую и политическую деятельность. Как вспоминал П.А. Сорокин, после окончания университета «в первый год подготовки к профессорству стал сам читать лекции по социологии в Психоневрологическом институте и институте Лесгафта» [5, С. 56]. После смерти М.М. Ковалевского в 1916 году П.А. Сорокин и К.М. Тахтарев были официально избраны преподавателями института для преподавания социологии: П.А. Сорокин вел семинарские занятия, а К.М. Тахтарев – читал «Введение в общий курс социологии». Следует отметить, что в 1914-1916 годах контингент студентов Психоневрологического института значительно увеличился. Это было вызвано, прежде всего, тем, что с началом Первой мировой войны стало невозможно обучение русских в заграничных университетах. Если в 1914 году в институте обучалось 3000 студентов, то уже в 1915 году их было более семи тысяч. Увеличение численности студентов Психоневрологического института позволяло все большему числу слушателей знакомиться с основами социологии.

К началу 1917 года Психоневрологический институт был единственным вузом, где существовала специальная кафедра, штатные сотрудники которой преподавали социологию. Лекции и семинары по социологии, которые проводились в годы Первой мировой войны, например, на курсах Лесгафта, Бестужевских курсах, в Кооперативном институте и Народном университете им. А.И. Лагутина Санкт-Петербурга – Петрограда, в Московском городском университете имени Шанявского вели приглашенные преподаватели.

За годы Первой мировой войны П.А. Сорокиным были написаны и опубликованы следующие работы по социологии: «Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (1914), «Проблема социального равенства» (1917), «Автономия национальностей и единство государства» (1917), «Теория факторов М.М. Ковалевского» (1917), «Национальность, национальный вопрос и социальное равенство» (1917).

Как вспоминал П.А. Сорокин, до февральской революции 1917 года в Петроградском университете не было ни факультета социологии, ни каких-либо подобных курсов. В период между Февральской и Октябрьской революциями П. А. Сорокин, пользуясь своим положением секретаря А.Ф. Керенского по вопросам науки, способствовал тому, чтобы социология была введена как предмет изучения в высших учебных заведениях. Именно в это время была организована кафедра социологии в Петроградском университете, которую возглавил действительный член Петербургской академии наук А.С. Лаппо-Данилевский.

В первые годы становления советской власти отношение нового правительства к социологии было в целом положительным. Новая власть реабилитировала социологию и пыталась использовать ее как союзника в своей классовой борьбе. Характерной чертой этого времени было признание государственного статуса социологического образования и введение преподавания социологии в качестве учебной дисциплины в некоторых высших и средних учебных заведений. Как отмечал П.А. Сорокин: «С начала революции социология была одним из покровительствуемых предметов и введена была не только во всех высших, но и средних школах» [6, с. 418]. Такое отношение к социологии объяснялось стремлением подчеркнуть «единство марксистского социализма и социологии».

По решению советского правительства в 1918 году при Петроградском университете были образованы Общедоступные университетские курсы и разработан план чтения лекций для населения в период с мая по июль известными университетскими преподавателями (цена билета для посещения лекции составляла один рубль). В работе этих курсов приняли активное участие социологи университета П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, Н.А. Гредескул.

В 1918 году Психоневрологический институт был реорганизован в исследовательское учреждение, а кафедра социологии института вошла в состав Первого Петроградского университета, куда перешел профессор К.М. Тахтарев для чтения лекций по генетической социологии. За месяц до окончания Первой мировой войны в Петрограде был учрежден Социобиблиологический институт – первое в России научно-просветительское учреждение Наркомата просвещения.

11 февраля 1918 года В. И. Ленин подписал декрет о создании институтов Красной профессуры, которые должны были готовить специалистов, стоящих на позициях коммунистической идеологии. В 1918 году была основана Социалистическая Академии общественных наук как центр теоретических марксистских исследований.

Литература

1. Кукушкина Е. И. Русская социология XIX – начала XX века. – М., 1993.

2. Голосенко И.А. Предисловие к книге Кареев Н.И. Основы русской социологии. – СПб., 1996.

3. Бехтерев В. М. Автобиография. – М., 1928.

4. Сорокин П.А. Рецензия на книгу: Звоницкая А. С. Опыт теоретической социологии. Т. 1. Социальная связь // Заветы. – 1914. – № 3.

5. Сорокин П. А. Долгий путь. Автобиографический роман. – Сыктывкар, 1991.

6. Сорокин П. А. Состояние русской социологии за 1918-1922 гг. // Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет.– М., 1994.

Связанные материалы
Последние материалы