Макроэкономика

Вчера ряд влиятельных российских, а также иностранных политиков и экономистов обсудили перспективы экономического роста в России. Утром в отеле "Рэдиссон-Славянская", где Американская торговая палата в России и Экспертный институт РСПП провели четырехдневную ежегодную конференцию "Россия: развивая успех". Вечером — в отеле "Авиастар", где директор Института экономики переходного периода (ИЭПП) Егор Гайдар выступил с развернутым докладом на тему роста и догоняющего развития. Выяснилось, что на полюсах российской экономической политики стоят Алексей Кудрин и Каха Бендукидзе, а также то, что Португалию нам все равно не догнать.

Куда девать деньги

Первым на инвестиционной конференции Американской торговой палаты и Экспертного института выступил Алексей Кудрин. Вице-премьер выдал оптимистический прогноз: "Бюджет никогда больше не будет источником дефолта!" Сомневающимся он, во-первых, пояснил, что с будущего года федеральный бюджет будет построен на цене на нефть не выше $18,5 за баррель. Денег должно хватить буквально на все бюджетные расходы, включая обслуживание и погашение внешних долгов. Если цена будет выше, то, соответственно, можно будет создать стабилизационный фонд.        Во-вторых, по его словам, правительство намерено одновременно проводить налоговую и бюджетную реформы (в последнем случае речь идет прежде всего о сокращении гособязательств всех уровней государственной власти как минимум на 3 трлн рублей в год). Так как налоговая реформа по Кудрину выглядит более чем скромно (инвестиционная премия в 2004 году, небольшое сокращение ЕСН в 2005 и НДС в 2006 году), 3 трлн рублей бюджетной экономии должно вполне хватить. Правда, эти деньги виртуальны, так как в такую сумму оцениваются не обеспеченные доходами социальные обязательства властей всех уровней. Видимо, поэтому вице-премьер подчеркнул, что торопиться с проведением налоговой реформы совершенно не стоит: "Если мы делаем одно (сокращаем налоги), но забываем о другом (уменьшаем госрасходы), то живем в выдуманном мире!"

Российского оратора в неприятии виртуальной политики поддержал заместитель американского посла Джон Бейрли. Он не стал подробно говорить о налогах, но зато в очередной раз посулил российским бизнесу и казне десятки миллиардов долларов, которые, например, можно заработать в космосе, в обмен на отказ строить АЭС в Иране. Кроме того, он предложил свой план достижения амбициозного восьмипроцентного роста — ликвидировать все бюрократические барьеры и коррупцию. И в заключение заверил Алексея Кудрина, что в этом году главным приоритетом американской политики станет отмена поправки Джексона-Вэника.

"Важно то,— присоединился к дискуссии Анатолий Чубайс,— что политика Вашингтона в отношении Москвы отличается стабильностью. Уже десять лет Белый дом ежегодно объявляет отмену поправки Джексона-Вэника главным принципом своей русской политики!" Участники конференции оживились. Но глава РАО ЕЭС поспешил примирительно съязвить: "Ничего страшного. Не решили проблему в XX веке — решите в XXI!"

Затем Анатолий Чубайс обратился к бюджетной и налоговой политике: "Радует, что острейший вопрос сегодняшнего дня — это куда деть деньги! Но мне непонятно, насколько принципиальны разногласия между сторонами, одна из которых требует начать налоговую реформу с 2004 года, а другая — с 2005!" Слушатели опять оживились, ожидая спора известных либеральных политиков, но Алексей Кудрин уже покинул конференцию. К тому же господин Чубайс и не собирался кого-нибудь кому-нибудь противопоставлять. Наоборот. Он предложил включить все направления экономической политики в "диапазон от Кудрина до Бендукидзе". За пределами "здорового" экономического диапазона Анатолий Чубайс оставил только двух "маргинальных экономистов": на правом фланге "известного советника, выступающего против иностранных инвестиций и за отток капитала". На левом — "известного мэра, призвавшего пересмотреть итоги приватизации".

Тем не менее Анатолий Чубайс задел за живое Каху Бендукидзе. Глава "Объединенных машиностроительных заводов" обиженно заметил главному энергетику: "Я всегда считал себя таким же маргиналом, как Андрей Илларионов". И, видимо, чтобы убедить участников конференции в правильной самоидентификации, представил несколько графиков, из которых следовало, что инвестиционная премия, которую Минфин обещает внедрить с будущего года, не только не облегчит налоговое бремя предприятий, занимающихся капитальным строительством, но вкупе с невозвращаемым до конца строительства НДС введет их в убытки.

Кому нужны СРП

Энергетическая тема на утренней конференции оказалась не столь драматичной, как налоговая. Но и здесь случилась сенсация. Председатель правления НК ЮКОС Михаил Ходорковский против обыкновения ни слова не сказал против СРП. Он затронул другую близкую для себя тему — сооружения Мурманского нефтепровода. Членам Американской торговой палаты наверняка было интересно узнать, что Россия без труда может выбрать 15% (больше не дадут) нефтяного экспорта в США. Разведанных запасов хватит. Но государственные нефтепроводы не справятся с возросшим потоком сырья. Более того, стоимость доставки нефти из Западной Сибири через Мурманский незамерзающий порт до восточного побережья США не превысит, по расчетам господина Ходорковского, $8 за баррель. Прямо как из зоны Персидского залива!        Американским инвесторам такие перспективы пришлись явно по душе. Председатель совета директоров Объединенной финансовой группы Чарльз Райан даже распрощался с одной из своих застарелых иллюзий: "Десять лет назад я был уверен в том, что без западных инвестиций, без СРП российской нефтепромышленности не подняться. Оказалось, справились. И сейчас справятся. Деньги есть".

Потерянные поколения

Конференция в "Рэдиссон-Славянской" была завершена фуршетом, после которого многие ее участники, например Анатолий Чубайс, отправились на лекцию Егора Гайдара о современном экономическом росте. Послушать внука сказочника пришло и много других либеральных экономистов: Евгений Ясин, Владимир Мау, Сергей Дубинин. Почти три часа господин Гайдар доказывал, что подстегивать рост глупо. Вслед за рывком неминуемо последует спад. Скрупулезно проанализировав историю России за последние 300 лет, известный экономист выявил убийственную закономерность: российская экономика всегда отставала от западной на два поколения (на 50 лет, по его подсчетам). Догнать и перегнать сначала США, а затем Португалию не удалось, по мысли Гайдара, потому, что российские власти используют неверную доктрину догоняющего развития и сейчас, пытаясь собирать не меньше, например, компьютеров, чем на Западе. Однако в условиях постиндустриального мира это гибельно. Современная западная экономика чрезвычайно гибка и диверсифицированна, и к ней не приблизиться за счет увеличения производства традиционных товаров. Речь идет об интеллектуальном соперничестве. Поэтому, как предложил вчера Егор Гайдар, надо "не бегать наперегонки", а избавляться от наследия русской истории: "Большой скачок — длительный застой".

КОНСТАНТИН Ъ-СМИРНОВ

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/366513

 

Связанные материалы
Последние материалы