proizvodstvo-shin-v-rossii-zavod-gislaved-v-shinnom-klastere-kordiant

В апреле 2024 года представителям СМИ был предоставлен уникальный шанс посетить шинный завод Gislaved в Калуге. Это событие отметило завершение процесса ребрендинга бывшего Калужского завода Continental, который теперь носит название Gislaved (Гиславед). Завод Gislaved - часть шинного кластера, созданного на базе АО "Кордиант" и включающего также заводы в Ярославле, Омске и Ульяновске (ранее Bridgestone).

Организаторам пресс-тура удалось собрать широкий круг журналистов из разных областей, включая экономику, промышленность, бизнес, автомобильную отрасль и спорт. 

На пресс-конференции выступили: Екатерина Тутон, директор по связям с общественностью холдинга S8 Capital, которому принадлежат активы шинного кластера; Павел Бородатов, директор завода Gislaved в Калуге и Вадим Володин, генеральный директор АО "Кордиант".

После пресс-конференции журналистам провели экскурсию по заводу, где познакомили с технологиями производства и организацией труда.

Рынок шин в России

Российский рынок шин продолжает демонстрировать рост на фоне роста автомобильной индустрии и изменений в мировом рынке. Аналитики отмечают, что в 2022 году продажи легковых шин увеличились на 16%, а грузовых – на 12%.

В легковом сегменте произошли изменения в предпочтениях потребителей. В частности, наблюдается рост спроса на шины сегментов B (Quality) и C (Budget), в то время как спрос на шины сегмента A (Premium) снизился. Это связано не столько со стремлением потребителей сэкономить, сколько с уменьшением доступности премиальных шин. Сократился импорт шин этого сегмента, а некоторые российские производственные площадки остановились или уменьшили производство такой продукции.

Согласно оценкам аналитиков, импорт шин может восстановиться до уровня 2019 года, причем примерно 71% импорта будет приходиться на Китай. Также растет импорт шин из Южной Кореи.

Продажи новых автомобилей в России также продолжают расти и достигли 1,06 млн штук в год. Однако этот уровень все еще ниже, чем в 2021 году. В продажах значительную долю занимают российские и китайские бренды.

На рынке грузовых шин отмечается рост спроса на цельнометаллокордные шины (ЦМК) за счет увеличения объемов производства российских брендов. Однако рынок грузовых комбинированных шин сокращается из-за конкуренции с ЦМК шинами.

В последние годы также наблюдается устойчивый спрос на специализированные шины и шины для сложных условий.

Негативное влияние на рынок шин оказывают отсутствие комплектации для производства и снижение импорта сырья. В связи с этим компании, занимающиеся производством шин, активно ищут новых партнеров.

В целом, рынок шин в России продолжает развиваться, приспосабливаясь к изменениям на мировом рынке и потребностям покупателей. Наблюдается рост спроса на определенные типы шин, а также повышение продаж автомобилей, что влияет и на динамику рынка шин.

Рынок шин - тренд на восстановление

Шинный кластер Кордиант: лидерство на российском рынке шин

Шинный кластер, управляемый АО "Кордиант", занимает второе место по объему производства в России. В его состав входят пять заводов: Ярославль, Омск (2 завода), Калуга и Ульяновск. Общая мощность производства этих предприятий составляет 15 миллионов шин в год.

Шинный кластер Кордиант обладает современными производственными мощностями, которыми не могут похвастаться другие шинные заводы в России. Завод в Калуге, построенный компанией Continental AG с использованием новейших технологий, специализируется на производстве премиальных шин, а также выпускает шины среднего ценового сегмента. Два завода в Омске выпускают легковые и грузовые комбинированные шины, в Ярославле производятся цельнометаллокордные и легковые шины, а завод в Ульяновске, ранее принадлежавший бренду Bridgestone, присоединился к шинному кластеру Кордиант в конце 2023 года и в настоящее время проходит процесс перезапуска производства.

АО "Кордиант" занимает значительную долю на российском рынке шин, составившую 14% в 2023 году. У шинного кластера Кордиант есть потенциал для дальнейшего роста, учитывая, что завод в Калуге пока что загружен не на 100%, а продукция завода в Ульяновске еще не учитывается в статистике.

Главной задачей АО "Кордиант", ставшего новым собственником шинных заводов, было сохранение и развитие технологических процессов и ключевых компетенций для продолжения производства качественной продукции, отвечающей требованиям рынка.

Шинный кластер Кордиант - заметный игрок на рынке

Стратегия развития шинного кластера Кордиант

АО "Кордиант" ставит перед собой важную задачу - удовлетворить спрос российских покупателей, предлагая шины различных типоразмеров для легковых и грузовых автомобилей (легковые: 13" - 22"; грузовые: 17,5" - 22,5"; всего более 1000 типов).

Кластер предлагает продукцию во всех сегментах потребительского спроса - премиум, средний, бюджет и b2b (шины для автомобильных производителей).

В премиальном сегменте компания предлагает шины под брендом Gislaved, продолжая традиции изначально шведского бренда. Целевая аудитория этой продукции - люди с доходом выше среднего, в основном семейные, которые часто путешествуют на автомобиле и имеют разные автомобили для разных условий эксплуатации, как в городе, так и на бездорожье.

В сегменте качественной продукции представлены два бренда: Torero и Cordiant. Бренд Torero - это практичный бренд с европейскими корнями, предназначенный для массового сегмента. Его аудитория имеет доходы на стыке среднего и выше среднего уровня. Шины этого бренда удовлетворяют ориентированы на активный образ жизни и молодую аудиторию.

Бренд Cordiant представляет собой отличную альтернативу премиальным брендам. Он также ориентирован на массовый сегмент, его аудитория имеет средний уровень доходов. Покупатели этого сегмента, в основном семейные пары, имеют базовые требования к характеристикам шин и используют рациональный подход при выборе.

В сегменте бюджетной продукции компания предлагает шины под брендом Tunga, предназначенные для потребителей с уровнем доходов ниже среднего. Основным фактором выбора шин для этой аудитории является их цена.

С 2024 года компания будет производить шины под новым брендом Meteor для комплектации новых автомобилей. Для автопроизводителей важны специальные характеристики и рисунки шин, которые позволяют достичь более оптимальной работы подвески и управляемости автомобиля. Применение шин с брендом Meteor позволяет решить эту задачу.

proizvodstvo-shin-v-rossii-zavod-gislaved-v-shinnom-klastere-kordiant-2

Исследования, разработка и испытание продукции

Шинный кластер Кордиант, созданный в России — это уникальное объединение компаний с различными технологическими подходами. В его состав входят как европейские и японские компании, так и российский бренд Cordiant.

Несмотря на использование общедоступного сырья, компания смогла достичь технических характеристик премиального сегмента. Сегодня в НТЦ "Интайр" выполняется полный цикл разработки легковых, легкогрузовых и грузовых шин.

В НТЦ "Интайр" работают ведущие эксперты российской шинной промышленности. В современных центрах разработки происходит конструирование шин, а также исследование новых материалов, разработка новых продуктов и оптимизация технологических процессов. Для обеспечения высокого качества продукции поддерживаются связи с ведущими мировыми центрами разработки шин в России и за рубежом.

На данный момент в центре уже разработаны и выпущены на рынок сотни новых моделей шин всех категорий - от легковых до индустриальных и сельскохозяйственных. Кроме того, центр определяет требования к поставщикам сырья с точки зрения соответствия их продукции технологиям производства.

При проектировании шин проводится компьютерное моделирование, которое позволяет предсказать характеристики будущих продуктов на основе использованных материалов и конструкции шин. Вся новая продукция, а также серийная, в которую нужно внести изменения, проходит испытания. Сначала проводятся стендовые испытания в лаборатории, а затем шины отправляются на полигон для дорожных испытаний. Компания располагает несколькими полигонами в различных географических широтах, такими как шинный испытательный центр "Вершина", полигон НАМИ и испытательный полигон Северо-Восточного федерального университета в ТОР "Якутия".

Собственный R&D - залог продуктового развития

Лабораторный контроль и система качества

Массовое производство шин требует безупречного качества поступающего сырья и материалов. В шинном кластере Кордиант каждая единица сырья проходит множество тестов в лабораториях, которые расположены во всех региональных подразделениях. Здесь проводятся испытания по более чем 400 методам, включая тестирование резин и материалов для шин в соответствии с ASTM, ISO, ГОСТ и внутренними методиками. Также проводятся исследования свойств новых рецептур, испытания новых режимов смешения и вулканизации, а также приготовление шинных срезов.

Лаборатории компании тестируют новое сырье на соответствие спецификациям и требованиям. Цикл оценки качества входящего сырья (омологации) может продолжаться от полутора до двух с половиной лет, что свидетельствует об основательном подходе к проверке его технических характеристик и соответствия стандартам качества.

Лаборатории также разрабатывают собственные резиновые смеси и проводят физико-механические испытания и различные тесты, чтобы убедиться, что они соответствуют высоким требованиям качества компании, без каких-либо компромиссов.

Все площадки шинного кластера Кордиант соответствуют российским и международным стандартам качества. Здесь исключено использование токсичных и канцерогенных элементов в производстве, а также постоянно сокращаются выбросы вредных веществ в воду и атмосферу. Компания применяет систему управления экологическими аспектами и рисками.

Система менеджмента качества производственных площадок соответствует требованиям IATF 16949 и ISO 9001. Также компания имеет систему экологического менеджмента, которая соответствует требованиям ISO 14001.

Компания получила подтверждение соответствия требованиям таких организаций и стандартов, как FMVSS (Federal Motor Vehicle Safety Standards), DOT (United States Department of Transportation), Директивы ЕС Regulation (EC) No 1907/2006 (REACH), Стандартов INMETRO (The National Institute of Metrology, Standardization and Industrial Quality) и Правил ООН 30, 54, 117. Также компания получила сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 018/2011).

proizvodstvo-shin-v-rossii-zavod-gislaved-v-shinnom-klastere-kordiant-3

Обеспечение доступности сырья и поиск аналогов

Производство шин неразрывно связано с импортными материалами, такими как натуральный каучук, который в России просто не растет. Однако компания АО "Кордиант" активно работает над обеспечением независимости от западных поставщиков. В 2020 году, во время пандемии COVID-19, многие предприятия, с которыми компания сотрудничала, были закрыты в различных странах, включая Словакию, Бельгию, Германию и Китай. Это стало толчком для разработки стратегии снабжения, основанной на наличии не менее двух, а лучше трех поставщиков для каждого компонента шины, причем эти поставщики должны находиться в разных странах.

Одним из ключевых сырьевых компонентов для производства шин является гевея - сырье, получаемое с каучуковых деревьев в тропической Америке. В прошлом компания полагалась на единственного поставщика из Бельгии и одного из Китая, которые поставляли однотипную продукцию по всему миру. Однако сегодня ситуация изменилась.

Российская шинная отрасль сталкивается с рядом проблем, связанных с доступностью сырья. В России не выращиваются растения, которые являются источником натурального каучука. Кроме того, производство специальных марок синтетического каучука и шинной химии ограничено в стране. Еще одна проблема - недостаточная развитость производства гибридных кордных тканей, требующих дальнейшего совершенствования технологий и накопления опыта.

Для решения этих проблем была создана комиссия под руководством Минпромторга, в которую входят представители шинной отрасли. В ее рамках ведется активная работа с химической отраслью для возобновления производства около 70 компонентов, необходимых для отрасли.

АО "Кордиант" успешно решает проблемы, связанные с импортным сырьем, путем замены санкционного или сырья из недружественных географических регионов на аналоги из дружественных стран или использования локального сырья. При введении нового сырья проводятся необходимые испытания, включая испытания готовой продукции, изготовленной из него.

Компания полностью соответствует статусу российского производителя, определенному Правительством РФ в постановлении №719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". Были сформированы новые цепочки поставок, и за последние два года компания отработала более 10 новых маршрутов для доставки натурального каучука. В настоящее время у компании устойчивые цепочки поставок, и она готова к любому развитию событий.

Уровень локализации по типам шин в России

Автоматизация бизнес-процессов и дистрибьюция

Автоматизация бизнес-процессов стала неотъемлемой частью повышения эффективности производства. На сегодняшний день уровень автоматизации составляет 90%. Кордиант, как ведущий производитель шин, ставит перед собой ряд задач в области автоматизации своего шинного кластера. Одна из главных - создание единого IT-ландшафта и внедрение единых IT-стандартов. Кроме того, компания стремится к импортозамещению иностранного программного обеспечения.

Особенность шинного кластера Кордиант заключается в разнообразии подходов, применяемых на разных производственных площадках. На каждой площадке имеется полная цифровая прослеживаемость шин, включающая информацию о времени производства, сборщиках и используемом сырье. Однако эти подходы реализованы в разных системах, что создает необходимость объединения лучших практик и стандартизации. Основная задача - создание единой IT-системы для управления производственными активами.

После производства продукции не менее важным является ее дистрибуция. Компания Кордиант располагает самой широкой дистрибьюторской сетью в России. Она представлена во всех регионах страны, от Калининграда до Владивостока, с не менее чем двумя точками в каждом регионе, что обеспечивает клиентам единый уровень сервиса. В дистрибьюторской сети шинного кластера Кордиант насчитывается более 300 партнеров, и все бренды кластера доступны для каждого из них. Единая цена продукции исключает возможность перетоков товара между регионами.

На данный момент основные экспортные рынки сбыта компании находятся в странах СНГ. Однако, «Кордиант» активно работает над тем, чтобы зайти на рынки Африки и Латинской Америки. Продукция шинного кластера «Кордиант» доступна для покупателей независимо от их местонахождения. Ассортимент продуктов представлен в более чем 87% позиций номенклатуры, что является одним из самых высоких показателей на российском рынке. Клиенты, приобретающие продукцию «Кордиант», могут быть уверены, что смогут ее приобрести в случае проблемы на дороге в любом регионе.

proizvodstvo-shin-v-rossii-zavod-gislaved-v-shinnom-klastere-kordiant-4

Кадры: ключевой ресурс компании

Один из ключевых ресурсов любого бизнеса – это его сотрудники. Что особенно важно в контексте производственных предприятий, где качество и профессионализм персонала играют решающую роль.

Процесс обучения новых сотрудников на производстве шин занимает значительное время. Например, рабочий на линии по производству резиновой смеси должен пройти не менее 6 месяцев обучения, чтобы овладеть основами работы. Только после этого он допускается к самостоятельной деятельности. Однако для достижения уровня профессионала требуется гораздо больше времени и опыта. Этот процесс продолжается годами, и только после двухлетнего стажа можно назвать сотрудника мастером своего дела.

На предприятии можно встретить целые династии, где отцы, сыновья и внуки работают на одной и той же площадке. Средний возраст и стаж сотрудников на наших предприятиях составляют 43 года и 8 лет соответственно. Это свидетельствует о том, что компания привлекает молодых профессионалов.

В компании активно внедряются программы обучения и наставничества, которые помогают развивать и поддерживать профессионализм сотрудников. Также сотрудничество с вузами позволяет привлекать молодых специалистов и предоставлять им возможность получить практический опыт работы.

Команда компании сплочена общими целями и ценностями. Она стремится к постоянному совершенствованию и всегда открыта для новых идей и решений. Корпоративная культура компании отличается прогрессивностью и адаптивностью к изменениям. Внедрение новых технологий и методов работы является неотъемлемой частью ее стратегии, что позволяет компании оставаться лидером на рынке.

В итоге, компания полагается на своих сотрудников как на ключевой ресурс, обеспечивая их развитие и поддержку, что позволяет успешно функционировать и достигать высоких результатов.

proizvodstvo-shin-v-rossii-zavod-gislaved-v-shinnom-klastere-kordiant-5

Gislaved - достойный преемник европейского качества

Бренд Gislaved, рожденный более ста лет назад в Швеции и более 20 лет знакомый российским автомобилистам, успешно продолжает традиции европейского качества в производстве шин. Он известен и любим автолюбителями по всему миру за счет соответствия высоким требованиям безопасности и эффективности.

Шины Gislaved находят своего покупателя среди людей среднего и выше достатка, предпочитающих новые автомобили иностранных марок. Особенно лояльны к нему мужчины, которые одинаково часто ездят по дорогам и бездорожью. Для них важны известность, надежность и применение современных технологий.

История бренда Gislaved началась в 1893 году, и с тех пор компания продолжает развиваться, стремясь к совершенству в производстве шин. В 1992 году бренд Gislaved вошел в группу компаний Continental, а с 2000 года его продукция стала широко представлена на российском рынке.

Завод в Калуге, построенный в 2013 году, является примером современных производственных процессов и отражает стандарты качества, которыми руководствуется бренд.

Сегодня завод Gislaved продолжает выпускать продукцию высокого качества, строго следуя мировым стандартам и заботясь о безупречной технологической цепочке производства.

proizvodstvo-shin-v-rossii-zavod-gislaved-v-shinnom-klastere-kordiant-6

Связанные материалы
Последние материалы